Приложение № 10
к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Опасные факторы, обусловленные местоположением анкерных устройств
№ п/п | Графическая схема к определению фактора | Характеристика фактора |
---|---|---|
1 | 1.png | В страховочных системах, предназначенных для остановки падения, усилие, передаваемое на человека в момент падения, при использовании страховочной привязи не должно превышать 6 кН. Усилие, передаваемое на человека в момент остановки падения, зависит от фактора падения, определяемого отношением значения высоты падения работника до начала срабатывания амортизатора к суммарной длине соединительных элементов страховочной системы. Предпочтительным является выбор места анкерного устройства над головой работающего, то есть выше точки прикрепления соединительных элементов страховочной системы к его привязи. В этом случае фактор падения равен нулю. Общая длина страховочной системы со стропом, включая амортизатор, концевые соединения и соединительные элементы, указывается изготовителем в эксплуатационной документации к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты. |
2 | 2.png | Запас высоты рассчитывается с учетом суммарной длины стропа и соединителей, длины сработавшего амортизатора, роста работника, а также свободного пространства, остающегося до нижележащей поверхности в состоянии равновесия работника после остановки падения. Максимальная длина стропа, включая длину концевых соединений с учетом амортизатора, должна быть не более 2 м. Максимальная длина сработавшего амортизатора должна быть дополнительно указана изготовителем в эксплуатационной документации к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты. |
3.1 | 3.png | В качестве системы безопасности, в случае, если запас высоты менее 6 м, должны использоваться средства защиты ползункового типа на жесткой анкерной линии (схема 3.1) или средством защиты от падения втягивающего типа (схема 3.2). |
3.2 | 4.png | |
4 | 5.png | Расположение работника относительно анкерного устройства, при котором *, требует учета фактора маятника, то есть характеристики возможного падения работника, сопровождающегося маятниковым движением. Фактор маятника учитывает фактор падения, изменение траектории падения работника из-за срабатывания амортизатора, наличие запаса высоты и свободного пространства не только вертикально под местом падения, но и по всей траектории падения. |
5 | 6.png | В фактор маятника должно быть включено возможное перемещение стропа по кромке от точки 1 до точки 2 с истиранием до разрыва, вызываемое маятниковым перемещением работника при его падении. |
Приложение № 11
к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Порядок установления зон повышенной опасности
При проведении работ на высоте должны устанавливаться ограждения и обозначаться в установленном порядке границы зон повышенной опасности исходя из следующего.
1. Границы зон повышенной опасности в местах возможного падения предметов при работах на высоте определяются от крайней точки горизонтальной проекции габарита перемещаемого (падающего) предмета с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета предмета при его падении согласно таблицы.
Таблица
Расстояние отлета грузов, предметов в зависимости от высоты падения
Высота возможного падения груза (предмета), м | Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза (предмета), м | |
---|---|---|
перемещаемого краном груза в случае его падения | предметов в случае их падения со здания | |
До 10 | 4 | 3,5 |
До 20 | 7 | 5 |
До 70 | 10 | 7 |
До 120 | 15 | 10 |
До 200 | 20 | 15 |
До 300 | 25 | 20 |
До 450 | 30 | 25 |
При промежуточном значении высоты возможного падения расстояние отлета определяется интерполяцией.
2. Зона повышенной опасности вокруг мачт и башен при их эксплуатации и ремонте определяется расстоянием от центра опоры (мачты, башни), равным 1/3 их высоты.
3. Для исключения попадания раскаленных частиц металла в смежные помещения, соседние этажи при огневых работах на высоте все смотровые, технологические и другие люки (отверстия) в перекрытиях, стенах и перегородках помещений должны быть закрыты негорючими материалами, а опасная зона поражения разлетающимися при электрической сварке (резке) искрами в зависимости от высоты производства сварочных работ должна быть очищена от горючих веществ и материалов в границах согласно нормативным документам по пожарной безопасности.
Приложение № 12
к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Системы обеспечения безопасности работ на высоте
№ п/п | Графическая схема | Описание графической схемы |
---|---|---|
1 | 7.png | Удерживающая система. Обозначения на схеме: 1 - удерживающая привязь (пояс предохранительный безлямочный), охватывающая туловище человека и состоящая из отдельных деталей, которые в сочетании со стропами фиксируют работника на определенной высоте во время работы; 2 - открывающееся устройство для соединения компонентов, которое позволяет работнику присоединять строп для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой (далее соединительный элемент (карабин); 3 - анкерная точка крепления, к которой может быть прикреплено средство индивидуальной защиты после монтажа анкерного устройства или структурного анкера, закрепленного на длительное время к сооружению (зданию); 4 - находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для удержания работника; 5 - перепад высот более 1,8 м. Компоненты и элементы удерживающих систем должны выдерживать статическую нагрузку не менее 15 кН, а стропы, выполненные из синтетических материалов, не менее 22 кН. |
2 | 8.png | Система позиционирования позволяющая работнику работать с поддержкой, при которой падение предотвращается. Обозначения на схеме: 1 - поясной ремень для поддержки тела, который охватывает тело за талию; 2 - находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для рабочего позиционирования, используемый для соединения поясного ремня с анкерной точкой или конструкцией, охватывая ее, как средство опоры; 3 - строп с амортизатором; 4 - страховочную привязь. Поясной ремень системы позиционирования может входить как компонент в состав страховочной системы. Работник при использовании системы позиционирования должен быть всегда присоединен к страховочной системе. Подсоединение должно проводиться без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах. |
3 | 9.png | Страховочная система, состоящая из страховочной привязи и подсистемы, присоединяемой для страховки. Обозначения на схеме: 1 - структурный анкер на каждом конце анкерной линии; 2 - анкерная линия из гибкого каната или троса между структурными анкерами, к которым можно крепить средство индивидуальной защиты; 3 - строп; 4 - амортизатор; 5 - страховочная привязь (пояс предохранительный лямочный) как компонент страховочной системы для охвата тела человека с целью предотвращения от падения с высоты, который может включать соединительные стропы, пряжки и элементы, закрепленные соответствующим образом, для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после него. Подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к работнику осуществляется за элемент привязи, имеющий маркировку А. Подсоединение к точке, расположенной на спине и помеченной на схеме буквой А является предпочтительным, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ. |
4 | 10.png | Система спасения и эвакуации, использующая средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой. Обозначения на схеме: 1 - анкерная жесткая линия, допускающая одновременное закрепление систем спасения и эвакуации пострадавшего и страховочной системы работника, проводящего спасательные работы; 2 - средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой; 3 - спасательная привязь, включающая лямки, фитинги, пряжки или другие элементы, подходящим образом расположенные и смонтированные, чтобы поддерживать тело человека в удобном положении для его спасения; 4 - строп; 5 - амортизатор; 6 - страховочная привязь. В системе спасения и эвакуации кроме спасательных привязей могут использоваться спасательные петли. Различают: - спасательная петля класса А: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса спасаемый человек удерживается спасательной петлей, лямки которой проходят под мышками; - спасательная петля класса В: петля, задуманная и сконструированная таким образом, чтоб во время спасательного процесса работник удерживается в позиции "сидя" лямками спасательной петли; - спасательная петля класса С: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса работник удерживается в позиции вниз головой лямками спасательной петли, расположенными вокруг лодыжек. |
5 | 11.png | Система спасения и эвакуации, использующая переносное временное анкерное устройство. Обозначения на схеме: 1 - трипод; 2 - лебедка; 3 - спасательная привязь; 4 - страховочное устройство с автоматической функцией самоблокирования вытягивания стропа и автоматической возможностью вытягивания и возврата уже вытянутого стропа; 5 - амортизатор содержащийся во втягивающемся стропе (функция рассеивания энергии может выполняться самим страховочным устройством 4); 6 - страховочная привязь. |
6 | 12.png | Система спасения и эвакуации, использующая индивидуальное спасательное устройство (ИСУ), предназначенное для спасения работника с высоты самостоятельно. Обозначения на схеме: 1 - ИСУ, исключающее вращение и возможность свободного падения работника при спуске, а также внезапную остановку спуска и обеспечивающее автоматически скорость спуска, не превышающую 2 м/с; 2 - спасательная петля класса В (возможно использование спасательной петли класса А). Изготовитель в эксплуатационной документации для ИСУ дополнительно указывает максимальную высоту для спуска. |
Приложение № 13
к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом
Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Расчет значения нагрузки в анкерном устройстве
Расчеты величин нагрузок в анкерном устройстве при соединении между собой нескольких анкерных точек с использованием петель при различных углах расположения канатов относительно вертикальной плоскости приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Графическая схема крепления | Характеристика крепления | Сила, действующая на анкерную точку (F) в зависимости от угла расположения петли по отношению к вертикальной плоскости (*) и угла отклонения нагрузки * от вертикальной плоскости * | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
1. | 13.png | На двух анкерных точках и общей петле | * ° | 60° | 45° | 30° | |||
* ° | 0 | 50 | 0 | 40 | 0 | 30 | |||
* | 1,5 | 1,3 | 1,05 | 1,06 | 0,82 | 0,93 | |||
* | 1,5 | 0,66 | 1,05 | 0,63 | 0,82 | 0,61 | |||
2. | 14.png | На двух анкерных точках и двух самостоятельных петлях | R | 60° | 45° | 30° | |||
0° | 1,0 | 0,75 | 0,58 | ||||||
15° | 1,12 | 0,87 | 0,82 | ||||||
30° | 1,15 | 0,99 | 1,0 | ||||||
В таблице указана величина * *, воздействующая на анкерную точку, при различных углах * и * | |||||||||
3. | 15.png | На двух анкерных точках и одной замкнутой петле | Для * = 30-45° независимо от угла *, имеем: * | ||||||
4. | 16.png | На трех анкерных точках и трех самостоятельных петлях | * ° | 45° | 30° | ||||
* ° | 0 | 15° | 0 | 10° | |||||
* | 0,29 | 0 | 0,33 | 0 | |||||
* | 0,58 | 0,45 | 0,44 | 0,47 | |||||
* | 0,29 | 0,63 | 0,33 | 0,62 | |||||
5. | 17.png | На трех анкерных точках и трех самостоятельных петлях | При * = 30-45° независимо от угла *, имеем: * | ||||||
* - величина нагрузки на канате * - силы, действующие на анкерные точки |
Канаты страховочных, удерживающих систем, систем позиционирования или канатного доступа должны располагаться вертикально. Если закрепление канатов находится в стороне от необходимой вертикали, то должны применяться оттяжки, указанные на схемах 3, 4 таблицы 2.
Таблица 2
№ схемы | Графическая схема крепления | Характеристика крепления |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
1. | 18.png | При горизонтальном закреплении каната необходимо учитывать, что чем меньше угол его провисания, тем больше будет нагрузка в точках его крепления (А и В). Если угол провисания натянутого каната равен 10°, нагрузка в точках А и В возрастает втрое (FA=PL/2h). (Если L = 12 м; h = 2м; Р = 800 Н - то FA = 800x12/(2x2) =2400 Н). |
2. | 19.png | Вертикальное дублирование анкерных точек в анкерном устройстве. Угол между точками А и В должен быть не более 30°. |
3. | 20.png | Оттяжка, установленная на канат, может быть скользящей, когда канат просто проходит через карабин оттяжки (а), и фиксированной, когда канат крепится в карабин оттяжки узлом "баттерфляй" (б). В первом случае (п. 3), (а) оттяжка нагружается равнодействующей силой натяжения каната, а во втором случае (п. 4), (б) может подгружаться еще и частью нагрузки каната, так как исключена возможность проскальзывания оттяжки вдоль каната. Это необходимо учитывать при установке оттяжек, стараясь располагать их по биссектрисе угла между направлениями приложения нагрузок на опорный канат. |
4. | 21.png |
Прочность оттяжек и надежность их закрепления должны соответствовать прочности и надежности закрепления канатов. Конструкции оттяжек и способы их соединения с канатом предписываются ППР.
При установке каната на уровне плоскости опоры для ступней ног не следует предварительно натягивать его; при этом длина каната должна быть подобрана таким образом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 100 Н (10 кгс) канат не выходил за габаритные размеры конструктивных элементов, на которые он устанавливается.
Таблица 3
Величина провисания каната анкерной линии
Расстояние между точками закрепления, м | Величина предварительного натяжения каната, Н (кгс) | Контролируемая величина провисания каната в середине пролета, мм, при диаметре каната, мм | |
---|---|---|---|
8,8; 9,1; 9,7 | 10,5; 11,0 | ||
12 | 1000 (100) | 55 | 75 |
24 | 1000 (100) | 220 | 300 |
36 | 2000 (200) | 240 | 340 |
48 | 3000 (300) | 280 | 400 |
60 | 4000 (400) | 330 | 480 |
Примечания
1. Соотношения между величинами предварительного натяжения и провисания каната в середине пролета для канатов, не указанных в таблице, должны устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
2. При измерении величины провисания каната канат должен быть освобожден от закрепления к промежуточным опорам.
3. Предельное отклонение контролируемой величины от данных таблицы 3 +/- 15 мм.
Распределение нагрузок на анкерные точки в зависимости от угла между плечами крепления и способов (схем) их соединения (блокировка) приведены в таблице 4.
Таблица 4
№ п/п | Графическая схема дублирования анкерных точек, формула расчета нагрузки | угол, ° | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 15 | 30 | 45 | 60 | 75 | 90 | 105 | 120 | 135 | 150 | 165 | 180 | ||
1 | 22.png | 50 | 50 | 52 | 54 | 58 | 63 | 71 | 82 | 100 | 131 | 193 | 383 | 1146 |
2 | 23.png | 71 | 75 | 82 | 90 | 100 | 113 | 131 | 156 | 193 | 256 | 383 | 764 | 2292 |
Распределение нагрузок на анкерные точки в зависимости от угла провисания горизонтально установленного страховочного (грузового) каната приведены в п. 1 таблицы 2.
В случае крепления каната за две анкерные точки угол между плечами петель должен быть не более 90°. При этом нагрузка на плечи должна распределяться равномерно.
В случае крепления каната за анкерное устройство, состоящее из двух анкерных точек, соединенных замкнутой петлей (без крепления петли за анкерные точки), угол между плечами петель должен быть не более 45°. При этом нагрузка на плечи должна распределяться равномерно.
Если канат крепят только за одну из двух анкерных точек, вторая анкерная точка должна располагаться выше первой, а угол между ними должен быть не более 30° (п. 2 таблицы 4).
Приложение № 14
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Система канатного доступа
Графическая схема | Описание графической схемы |
---|---|
24.png | Система канатного доступа обеспечивает работнику доступ к рабочему месту и возврат обратно, выход на поверхность площадки и изменение в рабочей позиции, предоставляет опору и позиционирование, защищая от падения, обеспечивая при необходимости спасение с высоты. Состоит из: 1 - структурные анкера, закрепленные на длительное время к сооружению (зданию), или анкерные устройства, состоящие из элемента или ряда элементов или компонентов, которые включают точку или точки анкерного крепления; 2 - анкерные канаты; 3 - точка присоединения устройства позиционирования на канатах согласно инструкции изготовителя; 4 - устройство позиционирования на канатах, которое при установке на анкерном канате подходящего диаметра и типа, дает возможность пользователю изменять свое положение на этом канате; 5 - канат страховочной системы; 6 - устройство позиционирования на канатах страховочной системы типа А (устройство управления спуском), которое сопровождает пользователя во время изменений позиции и которое автоматически блокируется на канате под воздействием статической или динамической нагрузки; 7 - страховочная привязь; 8 - амортизатор; А - точка присоединения согласно инструкции изготовителя к страховочной привязи (маркированная буквой А). Различают: - устройство позиционирования на канатах типа В для подъема по канату, приводимое в действие вручную, которое, в случае прикрепления к рабочему канату, блокируется под воздействием нагрузки в одном направлении и свободно скользит в обратном направлении (устройства позиционирования на канатах типа В всегда предназначаются для применения вместе таким же устройством типа А, подсоединенным к канату страховочной системы); - устройство позиционирования на канатах типа С для снижения по рабочему канату, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет пользователю совершать управляемое перемещение вниз и остановку "без рук" в любом месте на рабочем канате (устройства позиционирования на канатах типа С всегда предназначаются для применения вместе таким же устройством типа А, подсоединенным к канату страховочной системы); Работник при использовании системы канатного доступа должен быть всегда присоединен к анкерным канатам обоих систем (системы канатного доступа и страховочной системы). Подсоединение должно проводиться без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах. |
Приложение № 15
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Системы обеспечения безопасности работника при перемещении по конструкциям
№ п/п | Графическая схема | Описание графической схемы |
---|---|---|
1 | 25.png | Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при перемещении (подъеме или спуске) по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему. Обозначения на схеме: 1 - страховочная привязь; 2 - стропы самостраховки; 3 - амортизатор; 4 - соединитель (карабин), который позволяет работнику присоединять страховочную систему для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой. Конструкция карабина должна исключать случайное открытие, а также исключать защемление и травмирование рук при работе с ним. |
2.1 | 26.png | Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при горизонтальном перемещении по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему. Обозначения на схеме: 1 - страховочная привязь; 2 - стропы самостраховки; 3 - амортизатор; 4 - соединитель (карабин). |
2.2 | 27.png | |
2.3 | 28.png | |
2.4 | 29.png | |
3 | 30.png | Работник обязан осуществлять организацию временных анкерных точек с фактором падения не более 1 (схема 1 приложения № 10), при перемещении по конструкциям и высотным объектам с обеспечением своей безопасности вторым работником (страхующим). Обозначения на схеме: 1 - страховочная привязь; 2 - страхующий канат; 3 - амортизатор; 4 - соединитель (карабин); 5 - устройство, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет страхующему совершать управляемое перемещение страхующего каната и остановку "без рук" в любом месте на страхующем канате; 6 - защита рук страхующего. |
Приложение № 16
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Графические схемы различных тормозных систем, их характеристики, соотношение усилий, возникающих на анкерных устройствах в зависимости от углов перегиба страховочного каната и усилия рывка
Графическая схема тормозной системы | Характеристика тормозной системы | Соотношение усилий в тормозной системе |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
31.png | Через один карабин. Угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°. | При значении * от 0° до 30°: *, * |
32.png | Через два карабина | При значениях * и * от 0° до 30°: *, *, * |
33.png | Через два карабина и устройство для спуска по канату | * =360° -420° при значениях * от 0° до 30° и * от 60° до 120° : *, * * |
34.png | Использование спускового устройства | * при любых * |
35.png | Через карабин и устройство для спуска по канату "восьмерка" | *=360° - 420° при значениях * от 60° до 120°: *, *, |
* - усилие на работнике, которого удерживает страхующий (усилие рывка); * - усилие, которое воздействует на страхующего; * - усилия, воздействующие на карабины; * - суммарный угол обхвата страховочным канатом карабинов и устройства для спуска по канату. |
Если в качестве тормозной системы используется карабин, закрепленный за анкерную точку, угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°.
При обеспечении страхования через карабин страхующий постоянно контролирует натяжение страховочного каната во время работы, а также подъема (спуска) работника и обеспечивает постоянное удержание работника без провисания (ослабления) страховочного каната.
Для обеспечения постепенного (плавного) гашения динамической нагрузки (рывка), которая возникает в случае падения работника, страхующий должен вначале протравить канат путем свободного его пропускания через тормозную систему примерно на длину, равную 1/3 высоты ожидаемого падения работника, а затем обеспечить остановку падения и удержания работника.
Не допускается удерживать работника, который поднимается (спускается), путем пропускания страховочного каната через плечо, поясницу страхующего, а также использовать какие-либо технические приспособления, прикрепленные к привязи страхующего.
Приложение № 17
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Рекомендуемые узлы и полиспасты, используемые при подъеме и спуске грузов
Таблица 1
№ п/п | Название узла | Графические схемы узлов | Примечание |
---|---|---|---|
1. | Штык с двумя шлагами | 36.png | Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления |
2 | Прямой | 37.png | Применяется для обвязывания опор и грузов |
3 | "Восьмерка" | 38.png | Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления |
4 | "Восьмерка" с двойной петлёй | 39.png | Применяется для объединения двух анкерных точек в единую систему. Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв |
5 | Встречная "восьмерка" | 40.png | Применяется для связывания канатов одинакового диаметра |
6 | Грейпвайн | 41.png | Применяется для связывания канатов одинакового диаметра |
7 | Брамшкотовый | 42.png | Применяется для связывания канатов разного диаметра |
8 | "Маршара" | 43.png | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6-8 мм. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места |
9 | "Прусика" | 44.png | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 мм на канате 10-12 мм |
10 | "Бахмана" | 45.png | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Может быть применен в полиспастах |
11 | UIAA | 46.png | Применяется для торможения каната при спуске грузов. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места |
12 | Баттерфляй | 47.png | Применяется для организации промежуточной петли в любой точке каната |
43 | Стремя | 48.png | Применяется для организации самоспасения при зависании, а так же для закрепления каната к анкерной точке |
14 | "Гарда" | 49.png | Применяется для предотвращения обратного хода каната при подъеме грузов. Для безопасного применения карабины должны быть одинакового размера и формы. |
15 | Стопорный узел | 50.png | Применяется в качестве стопорного узла на конце каната |
Длина каната выходящего из стопорного узла (п. 15 таблицы 1) должна быть не менее 10 см.
Допущенные к применению узлы должны быть указаны в ППР, технических схемах, а также в наряде-допуске.
Завязывание узлов должен проводить компетентный работник.
Спуск груза должен осуществляться с применением следующих тормозных систем:
а) закрепленного устройства для спуска по канату;
б) узла "UIAA";
в) "Карабинного тормоза".
При подготовке к спуску и спуске груза должна соблюдаться следующая последовательность действий:
а) подготовить анкерное устройство для крепления тормозной системы;
б) заправить канат, на котором спускается груз, в тормозную систему и зафиксировать его;
в) груз прикрепить карабином к канату, муфту карабина закрутить;
г) уведомить находящихся внизу работников о спуске груза;
д) переместить груз за край (границу перепада по высоте) сооружения;
е) снять фиксацию с тормозной системы, начать спуск груза.
Спуск груза осуществляется при обязательном использовании средств индивидуальной защиты рук.
Для подъема груза в зависимости от соотношения веса груза к тяговому усилию, применяются полиспастные системы с подвижными или фиксированными блоками, схемы которых приведены в таблице 2.
Таблица 2
Графическая схема полиспаста с одним подвижным блоком (отношение массы груза к тяговому усилию равно 2) | Графическая схема полиспаста с двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 4) | Графическая схема полиспаста с одним фиксированным и двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 6) |
---|---|---|
51.png | 52.png | 53.png |
На грузовом канате выше тягового зажима должен быть установлен зажим для ограничения обратного хода конца каната, на котором закреплен груз. В плане производства работ с учетом оценки рисков может быть разрешено использование вместо зажима самозатягивающегося узла.
Установлены государственные нормативные требования по охране труда при работе на высоте.
Они распространяются на работников и работодателей - юрлиц и ИП.
К работам на высоте относятся следующие. Во-первых, когда существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более. Менее данной отметки - если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами. Во-вторых, когда работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°. И, наконец, если работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м.
К высотным работам допускаются совершеннолетние лица. Они проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры. Проводится инструктаж по охране труда. Предусмотрено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. При успешном прохождении проверки знаний и приобретенных навыков выдается удостоверение о допуске к работам на высоте.
Приведены требования по охране труда, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам, к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте, при перемещении по конструкциям и высотным объектам, при различных видах работ (бетонных, каменных, на дымовых трубах, отделочных, стекольных, кровельных, над водой, в ограниченном пространстве и пр.).
Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.